АвторСообщение
Долгожитель




Сообщение: 1328
Зарегистрирован: 07.12.10

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.12 20:55. Заголовок: Генеалогии, шежере и мировоззрение древних людей


Интересно мировоззрение древних людей, которые на самом деле полагали что люди произошли от Адама. Многие народы искренне верили, что Адам был представителем их народа. Так к примеру у башкир племени Ирэкте, есть шежере написанное Гали Сокроем и его родственниками, где составитель генеалогии искренне полагает, что Адам был башкиром. Основной аргумент этого у составителя генеалогии тот, что Адам был пророк и святой человек.

И тут же задает искренний и недоуменный вопрос, если Адам не был башкиром, то кто же он?

Смотрите сами.






Познайте истину, и истина сделает вас свободными... Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 9
Зарегистрирован: 25.05.11
Откуда: Italy, Estonia
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.12 20:26. Заголовок: Амиго пишет: И тут ..


Амиго пишет:

 цитата:
И тут же задает искренний и недоуменный вопрос, если Адам не был башкиром, то кто же он?



пусть позвонит ему и спросит??

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Долгожитель




Сообщение: 1329
Зарегистрирован: 07.12.10

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.12 00:44. Заголовок: :sm64: Он жил в 19 ..


Он жил в 19 веке как он позвонит

Познайте истину, и истина сделает вас свободными... Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Долгожитель




Сообщение: 1332
Зарегистрирован: 07.12.10

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.12 21:23. Заголовок: Майкы-бий Майкы-би..


Майкы-бий



Чингисхан и Майкы-бий (картина школьников художественной школы Гафурийского района РБ)


Майкы-бий (Байку, Байкы) - эмир и темник в войске Джучи-хана. Согласно Рашид ад-Дину, происходил из племени усун (уйсун, ушин, хушин)[1].

Согласно Рашид ад-Дину тысячник Байку, был из племени хушин (усун). Байку-нойон руководил войском правой руки.

Байку-нойона и ещё трёх эмиров с четырьмя тысячами войска - Чингисхан отдал сыну Джучи на завоевание западных земель. Большая часть войск Токтая и Баяна потомки тех четырех тысяч Байку-нойона. Остальные 6 тысяч были укомплектованы из маджар, черкесов и кипчаков, все вместе они составили одно десятитысячное войско (тумен).

Во время междоусобиц среди дальних и близких родичей [ала ва ини] - часть тумена Байку-нойона - должна была уйти во владения Токтая и Баяна[2].


Два хушинских предводителя: Майкы-бий (Хушитай-Байку) и Хушитай

У Рашид ад-Дина говорится о двух эмирах из хушинов (усуней) – Хушитае и Хушитае-Байку (Майкы-бие), каждый из которых вошёл со своей тысячей хушинов (усуней) - в один общий тумен Джучи-хана[3].

Хушитай-Байку дословно значит "Байку вместе с хушинами" (на монгольском языке - husin-tai baiqu), где 'тай/дай' – это показатель совместного падежа в монгольском языке, означавшего также обладание чем-либо)[4]. Хушитай считается родственников арулатов Боорчу-нойона. Вероятнее всего от Хушитая происходят сары-уйсуны, а от Хушитай-Байку (Майкы-бия) - табыны.

Майкы-бий в генеалогиях и преданиях

Майкы-бий стоит у истоков родо-племенных генеалогий башкирских табынцев и ирэктинцев. К Майкы-бию ведут родословную табынские казахи и все казахи Старшего Жуза. Старший Жуз в большинстве считают себя потомками уйсунов, генеалогия казахов Старшего Жуза, воссозданная по преданиям Ч.Валихановым, выглядит, если отбросить боковые линии, так: Тобей->Уйсун-»Майкы. В генеалогиях, опубликованных Т.А.Жданко, узбеки и каракалпаки представлены родственными народами, так как у них общий предок — Майкы-бий. В предании, записанном в Кунгратском районе Каракалпакстана, дана генеалогическая схема, в которой Майкы-бий показан общим предком четырех народов: узбеков, каракалпаков, казахов и ногайцев. В составе узбеков, каракалпаков и ногайцев родо-племенных групп с этнонимом табын нет. Майкы-бий у этих народов считается родоначальником главным образом тех образований, которые имеют названия уйшин, ушин, уйшун, уйсун, усунь. Племя уйшун входило в состав кочевых узбеков [5], а затем — зеравшанских узбеков[6]. Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. Родо-племенные образования сары-уйсунь, усон имеются в составе киргизов. Племя сары-усунь — одно из крупных образований казахов Старшего Жуза[7].

Столь огромное число генеалогий среди разных народов, возводящих своё начало к Майкы-бию - объясняется тем, что Майкы был знатным и известным темником. Народ из которого вышел Майкы-бий (согласно Рашид-ад-Дину это были хушины, уйсуны), после избрания Майкы в темники Джучи-хана, стали причислять себя к его потомкам.

Башкирские генеалогии
Уйшин-Ташбуга-Сыра бий-Айдыр бий-Тумен бий...- его сын - Уйшин Майкы бий.

Сыновья Майкы-бия:
Сура бий (Кара Табынцы), Илек бий (Ирэкте Кара Табынцы), Солтан бий (западные табынцы).

Совпадение имён в шежере табынских башкир с именами караханидских ханов


 цитата:
Основателем династии караханидов был Кара-хан, который, по рассказу Ибн аль-Асира, первым принял ислам. Сыном Кара-хана был Богра-хан, его преемником Илек-хан — в начале XI в. наиболее упорный распространитель ислама среди тюрков-язычников. Массовое обращение тюрков в Ислам произошло в 1043 г., когда 10 000 шатров кочевников приняли ислам (Ибн аль-Асир) и в праздник курбана закололи 20 000 голов скота (Бартольд, 1964, стр. 290).

Имена караханидов с поразительной закономерностью сохранились в шежере кара-табынцев, в которых, однако, произошли обычные для источников этого типа хронологические смещения: поздние, и потому более яркие реальные личности (Майкы-бий), оказались на вершине генеалогии, а ранние, полулегендарные и забываемые, — их потомками. В генеалогии башкирских кара-табынцев сыном Майкы-бия является Илек-бий, его потомком — Булга (Богра) или Булгаир-бий, а его сыном — Кара-Газиз (Кара-хан) который, по словам летописца, стал основателем кара-табынского рода (БШ, стр. 165). Эпитет «газиз» (святой) указывает на принятие Кара-Газизом — «родоначальником» кара-табынцев — ислама, подобно его прототипу — Кара-хану. Судя по этим аналогиям, в составе 10 000 шатров, упоминаемых Ибн аль-Асиром, были табынцы, так как «эти тюрки летом кочевали по соседству с землей болгар, зимой — около Баласагуна» (Бартольд, 1964 стр. 290).

Уже тогда, в середине XI в., некоторые родовые группы табыно-усуньских образований могли оставаться на территории «по соседству с землей булгар»... К этому же периоду истории восходит, очевидно, этноним илекаймагы (род илека), зафиксированный у табынцев дважды.



См. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.252-265.

10 000 тысяч шатров это другими словами - тумен, в шежере табынских башкир Тумен упоминается в качестве предка Майкы-бия.

Принятие ислама в 1043 г. десятитысячным войском караханидов - имеет отношение и к этнониму 'табын', т.к. табын означает на тюркских языках - 'молиться, поклоняться Богу' (табыныу).

Башкирские предания

В кара-табынском шежере о Майкы-бие говорится: «...имя его Уйшин Майкы-бий»[8]. Правнуком Майкы-бия был Кара-табын-бий (другое имя Кара-Газиз), который и дал якобы начало кара-табынскому роду [9].

В одном из башкирских шежере [10] указано имя предка Майкы-бия — Төмән-би (Тумен-бий).
Майкы-бий получил от Чингисхана, согласно преданиям и шежере табынских башкир, страну (ил), птицу — орла-стервятника, дерево—лиственницу, уран —салават [11]. Реальный смысл предания в том, что Майкы-бий был в числе покоренных или, вероятнее, покорившихся монголам степных владетелей, получивших от завоевателей подтверждение прежним привилегиям. Впрочем, об этом имеется прямое сообщение средневекового хрониста: Майкы-бий, «принеся подарки Чингисхану, стал его спутником, ездил вместе с Чингисханом в одной повозке» [12].

Казахские генеалогии
У Майкы было два сына - Ойсыл и Уйсуль. Уйсуль - предок Старшего Жуза казахов[13]. В другой казахской генеалогии потомками Майкы-бия показаны Абак (Аксакал) и Бахтияр, Абак прародитель родов ысты, шапырашты, ошакты, сарыуйсунь, албан, дулат[14].

Казахские предания
Генеалогия казахских табынцев также восходит к Уйшин или Уйшун Майкы-бию. Некоторые казахские исследователи появление этого эпитета приписывают влиянию усуней на предков табынцев [15].

В начале XX в. у казахских табынцев Г.Н.Потаниным записана легенда об избрании Чингисхана в темники: «Чингисхан, когда был ребенком, убежал вверх по реке Керулен на Алтае. Двенадцать биев во главе с Майкы пошли искать его, чтобы убедить стать ханом. Наконец, нашли Чингиса, построили телегу, в которую впряглись 11 биев, а Майкы-бий сел рядом с ханом и стал первым бием»[16].

Казахские табынцы Малого Жуза свою генеалогию также возводят к Майкы-бию[15].

Каракалпакские предания
В предании, записанном К.Л.Задыхиной в 1947 г. в Кунгратском районе Каракалпакии, Майкы-бий также назван потомком Тумена[17].

Кумыкские и ногайские предания
Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX в. имел общего предка с ногайским родом уйсун, по имени Майкы-Бий.

Тумен

Сопоставление имени предка Майкы-бия - Тумена с Бумын-каганом, - является не более чем красивой легендой. В действительно антропоним Тумен указывает на то что Майкы-бий был эмиром, возглавлявшим тумен, т.е. войско в 10 тыс. человек, следовательно в предании мы имеем дело смешение военного термина 'тумен' - с вымышленным именем предка Майкы-бия.

Анализ Y-DNA

Башкиры:
ДНК-тест выявил у потомков родовых башкирских старшин ирэктинцев, кальсер-табынцев, байкы-суунов, считающих себя потомками Майкы-бия - общего предка, жившего в 13 веке н.э., относящегося к гаплогруппе R1a.

Казахи:
ДНК-тест некоторых казахских табынов и уйсунов выявил у них гаплогруппы С3 и J2a1.

Этногенез уйсунов и табынов на основе генетических данных

Принадлежность башкирских табынов и ирэктинцев к гаплогруппе R1a, а казахских табынов и уйсунов к гаплогруппам С3 и J2a1 - подтвердил разноэтнический состав средневековых уйсунов. Часть уйсунских родов такие как каратабын, каракалпак были R1a, другие рода - сарытабын и сарыуйсуны были из J2 и С3. Схожее деление на черные (кара) и желтые рода (сары) - было и у древних тюргешей.

Библиография

↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей, 1952, I, С. 78; II, С. 274.
↑ Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1952, С.274.
↑ Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1952, С.274.
↑ Храпачевский Р. К вопросу о первоначальной численности монголов в улусе Джучи//Труды Международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV веков», IV-V МНК Булгар-Волгоград. М. 2008.
↑ Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. «Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии», вып. 1. Сталинабад, 1954, С. 21.
↑ Гребенкин А.Д. Узбеки. «Русский Туркестан», вып. II. М., 1872, С. 59, 84.
↑ Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 164.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 163, 165.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 158.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 156.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 165.
↑ Уйсун (Сарыуйсун).
↑ Серикбол Кондыбай. II раздел. Чтение знака абак.
↑ 1 2 Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С. 32.
↑ Потанин Г.Я. Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. «Живая старина», год XXV, вып. 2—3. 1916, С. 50—51.
↑ Задыхина К.Л. Узбеки дельты Аму-Дарьи. ТХАЭЭ, 1952, т. I. M. С. 343.

Познайте истину, и истина сделает вас свободными... Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Долгожитель




Сообщение: 1347
Зарегистрирован: 07.12.10

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.12 14:35. Заголовок: Шежере необходимо, ч..


Шежере необходимо, чтобы просмотреть какому Вашему предку присуща та или иная определенная метка (снип). По этим меткам четко будет видно, кто именно - потомки этого человека.

К примеру чтобы найти потомков Салавата Юлаева среди русских (как известно после пленения Салавата, его дети были отданы в русские семьи - крещены и им изменили их имена) - необходимо определить с какой именно метки (снипа) - отделяется ветка, присущая исключительно потомкам Салавата Юлаева.

Вот к примеру шежере башкир кара-табынцев, Шагиевых. Ученые определили что предки Шагиевых - сарматы. Поскольку Шагиев сдавал ДНК-анализ на 37 маркеров, то мы можем определить его родственников начиная с древних времён и вплоть до 8-го поколения (до 8-юродных братьев).


Шежере Шагиевых (Бейелей-Кара-Табын) Сарматская ветвь.



Здесь большего размера и лучше буквы видать http://f2.s.qip.ru/uFoPLJvT.jpg

А вот STR-анализ Шагиева

 цитата:

R1a1a (snp=R-M198)
Sarmatian line
Tabin / Uyshun (BASHKIRS)


S393
DYS390
DYS19
DYS391
DYS385
DYS426
DYS388
DYS439
DYS389i
DYS392
DYS389ii
DYS458
DYS459
DYS455
DYS454
DYS447
DYS437
DYS448
DYS449
DYS464
DYS460
Y-GATA-H4
YCAII
DYS456
DYS607
DYS576
DYS570
CDY
DYS442
DYS438
D
13 26 16 10 11-14 12 12 10 13 11 30 15 9-9 11 11 24 14 20 34 12-15-15-16 11 10 19-23 16 16 19 19 36-39 12 11



Т.е. объясняю простым языком что эта таблица означает. Начиная с глубокой древности до Кадиргали (1742 г.р.) и его сына Зиямбая Кадиргалина (1770-1853) - их потомок Шагиев - сможет найти всех своих родственников в мире. Далее если выделить у Кадиргали его метку (снип), определяющая только его потомков, то можно найти только потомков Кадиргали. 37-маркерный анализ у Шагиева - позволяет ему найти предков начиная с глубокой древности (андроновская культура, сарматы и т.д.) и вплоть до Зиямбая, а скажем чтобы найти более близких родственников (4-юродных, 5-юродных, 6-юродных, 7-юродных) - нужно большее количество маркеров.

111-маркерный анализ позволять найти родственников во всем мире вплоть до 4-го поколения (до 4-юродных братьев), к примеру Баскир сдавал ДНК-анализ на 111 маркеров и он сможет найти всех своих родственников вплоть до 4 поколения.

P.S. Вообщем если Вас заинтересует более глубокое исследование - скидывайте ваши генеалогические деревья (шежере) на shejere@ya.ru. Чем более подробное шежере будет - тем лучше. Желательно указывать имена и даты (жизни и смерти).


Познайте истину, и истина сделает вас свободными... Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 03.12.21
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.21 01:41. Заголовок: Он жил в 19 веке как..


Он жил в 19 веке как он позвонит

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 4
Зарегистрирован: 03.01.23
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.23 14:41. Заголовок: Сейчас для многих эт..


Сейчас для многих эти вопросы стали очень актуальными

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 23.02.23
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.23 20:46. Заголовок: актуальность под воп..


актуальность под вопросом ...

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет