Что я нашел!
Волгоградская область. Еланский район.
http://ielan.ru/stati/elan-v-knigah/-istorija-elanskogo-raiona-e-d-stecenko-g-v-bespahotnyi.html Картинки с книги не копируются.
В 3-ем тыс. до н.э. в крае произошли резкие колебания природных условий. Климат стал более сухими
холодным, что повлекло за собой изменение всей местной биосферы: изменение ландшафта – исчезли
леса, обеднял травянистый покров, животный мир. Именно в это время в наши степи пришли кочевники
- номады так называемой ямной, катакомбой, срубной культуры (название эти племена получили по
способу захоронения умерших), оставившие немых свидетелей своего присутствия –
многочисленные курганы и “кургаши”, в одном из которых, в предместьях Елани, было
обнаружено погребение воина, сидящего верхом на лошади. Сорок веков боевой конь “носил”
своего умершего хозяина по еланским степям потустороннего мира. Возможно, этот воин был
одним из легендарных “ариев”, проезжавших здесь на боевых колесницах и певших свои
ведические гимны.
В 1909 году известный саратовский археолог Б.В.Зайковский «зафиксировал в слободе Елань
Аткарского уезда цепь из 4 курганов» эпохи поздней бронзы с «эллиптическим городком с
осью севера на юг в центре с двумя серпообразными насыпями к востоку от края кургана», а
также нашѐл «шлифованные молоты» раннего железного век
Бронзовый топорик. Кобанская археологическая культура (12 век до н.э.). Племена этой
археологической культуры обитали на Северном Кавказе. Остается загадкой, каким образом
этот топорик оказался в Еланском крае: в результате военного похода, торгового обмена,
дипломатического подарка. Несомненно одно, разносторонние связи между людьми были во
все времена.
В XI-XII в.в. в междуречье Бузулука и Терсы располагались кочевья половецкого куреня
Ельтукове. К сожаленью, в Еланском районе не сохранились свидетели половецкого
присутствия – статуи-изваяния, называемые “каменными бабами”. По рассказам «малороссов»-поселенцев, такие каменные изваяния были нередкой находкой еще в XIX в. Еланские
крестьяне использовали их при строительстве “анбаров”, наряду с валунами и камнями
подкладывали под “венцы” в качестве фундамента. Интересным является рассказ “деда Ивана”,
местного жителя, записанный в 1909 г. известным саратовским краеведом Б.В. Зайковским:
“Было это давно, до войны с туркой… Каменная баба стояла на высоком бугре, близ впадения
р. Терсы в р. Елань… в народе называли ее “каменной девкой”. Гарненька була та каменюка: с
очима, с ушима; по над титьками намысто, а бусыны як орехы. За несколько лет до войны с
туркой богатый хохол построил себе новую хату и, для украшения ея, задумал поставить под
передний угол эту каменную бабу. Но, лишь только хозяева перешли в новый дом, и, к ужасу
своему, заметили, что каждую ночь “баба” издавала жалобные стоны. Решили посоветоваться с
батюшкой, который сказал, что этот каменный болван встарь языческим идолом был и потому
от него хорошего ждать нельзя. Тогда хозяин извлек “идола” из-под своего дома и, взвалив его
13
на телегу, отвез на мост и свалил в р. Елань”. Еланские крестьяне сами не раз выступали в роли
археологов: они совершенно серьезно были уверены в том, что в “городках” и “курганах”
непременно зарыты несметные сокровища, представляющиеся им в виде то “бочонков с
золотом”, то казны, зашитой в “бычью шкуру”. По мнению слободских крестьян, сведения о
кладах хранились в особой народной литературе – “кладовых записях”, место хранения
которых – величайшая тайна. Да и знать местонахождения клада – это еще ничего не значит,
необходимы другие сведения, а именно: знание зароков и “ключей” к открытию кладов, а также
обрядов, с которыми нужно приступать к этому великому делу. По мнению еланцев, самым
страшным защитником и хранителем кладов является мифический кот – “котобрысь”. Это
огромный черный кот, с огненными глазами; он неслышно подкрадывается к кладоискателю в
тот момент, когда тот, ослепленный блеском золота, забывает творить “Воскресную Молитву”.
(“Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…”) В этот роковой момент “Котобрысь” одним
прыжком бросается на кладоискателя и впивается ему в горло. И горе тому, кто в эту минуту
забудет от страха воскликнуть “Свят! Свят! Свят! Господь Саваофь!”
Самыми ценными кладами, о которых мечтали еланцы, были два: Котовский, хранившийся в
слободе Котово Камышинского уезда и Французский, зарытый между Еланью и селом
Судачим.