Майкы-бий
Чингисхан и Майкы-бий (картина школьников художественной школы Гафурийского района РБ) Майкы-бий (Байку, Байкы) - эмир и темник в войске Джучи-хана. Согласно Рашид ад-Дину, происходил из племени усун (уйсун, ушин, хушин)[1].
Согласно Рашид ад-Дину тысячник Байку, был из племени хушин (усун). Байку-нойон руководил войском правой руки.
Байку-нойона и ещё трёх эмиров с четырьмя тысячами войска - Чингисхан отдал сыну Джучи на завоевание западных земель. Большая часть войск Токтая и Баяна потомки тех четырех тысяч Байку-нойона. Остальные 6 тысяч были укомплектованы из маджар, черкесов и кипчаков, все вместе они составили одно десятитысячное войско (тумен).
Во время междоусобиц среди дальних и близких родичей [ала ва ини] - часть тумена Байку-нойона - должна была уйти во владения Токтая и Баяна[2].
Два хушинских предводителя: Майкы-бий (Хушитай-Байку) и Хушитай
У Рашид ад-Дина говорится о двух эмирах из хушинов (усуней) – Хушитае и Хушитае-Байку (Майкы-бие), каждый из которых вошёл со своей тысячей хушинов (усуней) - в один общий тумен Джучи-хана[3].
Хушитай-Байку дословно значит "Байку вместе с хушинами" (на монгольском языке - husin-tai baiqu), где 'тай/дай' – это показатель совместного падежа в монгольском языке, означавшего также обладание чем-либо)[4]. Хушитай считается родственников арулатов Боорчу-нойона. Вероятнее всего от Хушитая происходят сары-уйсуны, а от Хушитай-Байку (Майкы-бия) - табыны.
Майкы-бий в генеалогиях и преданиях Майкы-бий стоит у истоков родо-племенных генеалогий башкирских табынцев и ирэктинцев. К Майкы-бию ведут родословную табынские казахи и все казахи Старшего Жуза. Старший Жуз в большинстве считают себя потомками уйсунов, генеалогия казахов Старшего Жуза, воссозданная по преданиям Ч.Валихановым, выглядит, если отбросить боковые линии, так: Тобей->Уйсун-»Майкы. В генеалогиях, опубликованных Т.А.Жданко, узбеки и каракалпаки представлены родственными народами, так как у них общий предок — Майкы-бий. В предании, записанном в Кунгратском районе Каракалпакстана, дана генеалогическая схема, в которой Майкы-бий показан общим предком четырех народов: узбеков, каракалпаков, казахов и ногайцев. В составе узбеков, каракалпаков и ногайцев родо-племенных групп с этнонимом табын нет. Майкы-бий у этих народов считается родоначальником главным образом тех образований, которые имеют названия уйшин, ушин, уйшун, уйсун, усунь. Племя уйшун входило в состав кочевых узбеков [5], а затем — зеравшанских узбеков[6]. Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. Родо-племенные образования сары-уйсунь, усон имеются в составе киргизов. Племя сары-усунь — одно из крупных образований казахов Старшего Жуза[7].
Столь огромное число генеалогий среди разных народов, возводящих своё начало к Майкы-бию - объясняется тем, что Майкы был знатным и известным темником. Народ из которого вышел Майкы-бий (согласно Рашид-ад-Дину это были хушины, уйсуны), после избрания Майкы в темники Джучи-хана, стали причислять себя к его потомкам.
Башкирские генеалогии Уйшин-Ташбуга-Сыра бий-Айдыр бий-Тумен бий...- его сын - Уйшин Майкы бий.
Сыновья Майкы-бия:
Сура бий (Кара Табынцы), Илек бий (Ирэкте Кара Табынцы), Солтан бий (западные табынцы).
Совпадение имён в шежере табынских башкир с именами караханидских ханов
цитата: |
Основателем династии караханидов был Кара-хан, который, по рассказу Ибн аль-Асира, первым принял ислам. Сыном Кара-хана был Богра-хан, его преемником Илек-хан — в начале XI в. наиболее упорный распространитель ислама среди тюрков-язычников. Массовое обращение тюрков в Ислам произошло в 1043 г., когда 10 000 шатров кочевников приняли ислам (Ибн аль-Асир) и в праздник курбана закололи 20 000 голов скота (Бартольд, 1964, стр. 290). Имена караханидов с поразительной закономерностью сохранились в шежере кара-табынцев, в которых, однако, произошли обычные для источников этого типа хронологические смещения: поздние, и потому более яркие реальные личности (Майкы-бий), оказались на вершине генеалогии, а ранние, полулегендарные и забываемые, — их потомками. В генеалогии башкирских кара-табынцев сыном Майкы-бия является Илек-бий, его потомком — Булга (Богра) или Булгаир-бий, а его сыном — Кара-Газиз (Кара-хан) который, по словам летописца, стал основателем кара-табынского рода (БШ, стр. 165). Эпитет «газиз» (святой) указывает на принятие Кара-Газизом — «родоначальником» кара-табынцев — ислама, подобно его прототипу — Кара-хану. Судя по этим аналогиям, в составе 10 000 шатров, упоминаемых Ибн аль-Асиром, были табынцы, так как «эти тюрки летом кочевали по соседству с землей болгар, зимой — около Баласагуна» (Бартольд, 1964 стр. 290). Уже тогда, в середине XI в., некоторые родовые группы табыно-усуньских образований могли оставаться на территории «по соседству с землей булгар»... К этому же периоду истории восходит, очевидно, этноним илекаймагы (род илека), зафиксированный у табынцев дважды. |
|
См. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.252-265.
10 000 тысяч шатров это другими словами - тумен, в шежере табынских башкир Тумен упоминается в качестве предка Майкы-бия.
Принятие ислама в 1043 г. десятитысячным войском караханидов - имеет отношение и к этнониму 'табын', т.к. табын означает на тюркских языках - 'молиться, поклоняться Богу' (табыныу).
Башкирские предания В кара-табынском шежере о Майкы-бие говорится: «...имя его Уйшин Майкы-бий»[8]. Правнуком Майкы-бия был Кара-табын-бий (другое имя Кара-Газиз), который и дал якобы начало кара-табынскому роду [9].
В одном из башкирских шежере [10] указано имя предка Майкы-бия — Төмән-би (Тумен-бий).
Майкы-бий получил от Чингисхана, согласно преданиям и шежере табынских башкир, страну (ил), птицу — орла-стервятника, дерево—лиственницу, уран —салават [11]. Реальный смысл предания в том, что Майкы-бий был в числе покоренных или, вероятнее, покорившихся монголам степных владетелей, получивших от завоевателей подтверждение прежним привилегиям. Впрочем, об этом имеется прямое сообщение средневекового хрониста: Майкы-бий, «принеся подарки Чингисхану, стал его спутником, ездил вместе с Чингисханом в одной повозке» [12].
Казахские генеалогии У Майкы было два сына - Ойсыл и Уйсуль. Уйсуль - предок Старшего Жуза казахов[13]. В другой казахской генеалогии потомками Майкы-бия показаны Абак (Аксакал) и Бахтияр, Абак прародитель родов ысты, шапырашты, ошакты, сарыуйсунь, албан, дулат[14].
Казахские предания Генеалогия казахских табынцев также восходит к Уйшин или Уйшун Майкы-бию. Некоторые казахские исследователи появление этого эпитета приписывают влиянию усуней на предков табынцев [15].
В начале XX в. у казахских табынцев Г.Н.Потаниным записана легенда об избрании Чингисхана в темники: «Чингисхан, когда был ребенком, убежал вверх по реке Керулен на Алтае. Двенадцать биев во главе с Майкы пошли искать его, чтобы убедить стать ханом. Наконец, нашли Чингиса, построили телегу, в которую впряглись 11 биев, а Майкы-бий сел рядом с ханом и стал первым бием»[16].
Казахские табынцы Малого Жуза свою генеалогию также возводят к Майкы-бию[15].
Каракалпакские предания В предании, записанном К.Л.Задыхиной в 1947 г. в Кунгратском районе Каракалпакии, Майкы-бий также назван потомком Тумена[17].
Кумыкские и ногайские предания Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX в. имел общего предка с ногайским родом уйсун, по имени Майкы-Бий.
Тумен
Сопоставление имени предка Майкы-бия - Тумена с Бумын-каганом, - является не более чем красивой легендой. В действительно антропоним Тумен указывает на то что Майкы-бий был эмиром, возглавлявшим тумен, т.е. войско в 10 тыс. человек, следовательно в предании мы имеем дело смешение военного термина 'тумен' - с вымышленным именем предка Майкы-бия.
Анализ Y-DNA Башкиры:
ДНК-тест выявил у потомков родовых башкирских старшин ирэктинцев, кальсер-табынцев, байкы-суунов, считающих себя потомками Майкы-бия - общего предка, жившего в 13 веке н.э., относящегося к гаплогруппе R1a.
Казахи:
ДНК-тест некоторых казахских табынов и уйсунов выявил у них гаплогруппы С3 и J2a1.
Этногенез уйсунов и табынов на основе генетических данных
Принадлежность башкирских табынов и ирэктинцев к гаплогруппе R1a, а казахских табынов и уйсунов к гаплогруппам С3 и J2a1 - подтвердил разноэтнический состав средневековых уйсунов. Часть уйсунских родов такие как каратабын, каракалпак были R1a, другие рода - сарытабын и сарыуйсуны были из J2 и С3. Схожее деление на черные (кара) и желтые рода (сары) - было и у древних тюргешей.
Библиография
↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей, 1952, I, С. 78; II, С. 274.
↑ Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1952, С.274.
↑ Рашид Ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, Издательство АН СССР, 1952, С.274.
↑ Храпачевский Р. К вопросу о первоначальной численности монголов в улусе Джучи//Труды Международной нумизматической конференции «Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII-XV веков», IV-V МНК Булгар-Волгоград. М. 2008.
↑ Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. «Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии», вып. 1. Сталинабад, 1954, С. 21.
↑ Гребенкин А.Д. Узбеки. «Русский Туркестан», вып. II. М., 1872, С. 59, 84.
↑ Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 164.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 163, 165.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 158.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 156.
↑ Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, Башкнижиздат, 1960, С. 165.
↑ Уйсун (Сарыуйсун).
↑ Серикбол Кондыбай. II раздел. Чтение знака абак.
↑ 1 2 Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, С. 32.
↑ Потанин Г.Я. Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. «Живая старина», год XXV, вып. 2—3. 1916, С. 50—51.
↑ Задыхина К.Л. Узбеки дельты Аму-Дарьи. ТХАЭЭ, 1952, т. I. M. С. 343.