АвторСообщение



Сообщение: 147
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.13 21:29. Заголовок: Арки


Арки.

Арка - символ соединения небесного и земного, мужского и женского, символ перехода, открытой двери, разделяющей животные и божественные грани нашего внутреннего мира. В обряде священного таинства прохождение через арку означало новое рождение после полного отказа от своей старой природы.

Африка.
В Африке одно из племен для обряда инициации юношей плетет из ветвей специальную арку, похожую на голову фантастического чудовища с открытой громадной пастью, и ставит ее возле леса. По одному проходят молодые люди через арку и исчезают в лесу, а женщины селения воют и голосят по ним, как по погибшим: умерли, дескать, мальчики, сгинули в пасти страшного зверя. А те, проведя в лесу несколько дней, возвращаются домой - но уже не мальчиками, а мужами: молодыми воинами.

Скифы.

Прохождение под сакральной аркой носит универсальный характер и является одним из обрядов перехода, символизирующих «переход из од-ного определенного состояния в другое, столь же определенное» . Так, широко известен скифский обряд побратимства - прохождение братающихся под нависшим дерном.

Кидани.
(кочевые племена монгольской (согласно китайской историографии — тунгусской) группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Республики Монголия и Маньчжурии).

Обряд «второго рождения» правителя киданей, символизировавший «магическое возрождение его физической, духовной и политиче-ской мощи», заключался в том, что император снимал одежду и обувь и трижды проходил под шестом -рогулькой. Каждый раз, когда он проходил под этой аркой, повивальная бабка произносила заклинание и обтирала его тело. Затем главный шаман произносил заклинания над пеленками и цветными лентами и «новорожден-ный» император выбирал одно из семи имен, предложенных семью старцами.
Повивальная бабка обтирает «новорожденного», ему подают пеленки, одежду новорожденного и дают имя

Карачаевцы.


В качестве ритуальной «клятвенной палки» (ант таякъ) использовали палку с рогулькой – «Гиздох таякъ».
В этой связи интересна этимология слова гиздох, состоящего из двух морфем: гиз,
означающего женское родильное начало, и дох/дохлау - «преображение». Таким
образом, в карачаево-балкарской «клятвенной палке» «сконцентрировалось жизне-обеспечивающее начало и процессы преображения, перехода из одного состояния
в другое».
По мнению большинства информаторов, в качестве ритуальной палки использо-вался посох из боярышника, обладавшего сакральной силой и служившего в качестве
оберега . Некоторы е исследователи полагают, что ант-таякъ срезали с дерева,
растущего у общинного святилища, и ее хранили у старейшины общины и передавали
из поколения в поколение. М.Д. Каракетов считает, что при проведении обряда
побратимства в качестве ант-таяка использовали ритуальный дубовый посох (джик-эллей таякъ) «с ответвлением на одном конце (гиздох), тремя заостренными
ростками посередине (чоппан-джик), и острым окончанием на другом», и равный по
размеру «росту главного князя (къанкъар-тенъли)»54. Информаторы отмечают так-же, что иногда вместо клятвенной палки использовали саблю или шашку (в более
ранние времена - меч). Так, например, присяга была оформлена во второй половине
XIX в. «людьми Джумарыка Гочияева».
К палочной присяге карачаево-балкарцы прибегали в самых различных жизненных
ситуациях.
С палочной присяги начиналось строительство дома. По сведениям Н.П. Тульчин-ского, перед началом строительства «два высокочтимых в тийре пожилых человека
держали палку и клялись в том, что они желают от всего сердца хозяевам добра,
счастья и всяческого благополучия в жизни, чтобы в новом жилище им всегда
сопутствовала удача. Что помощь - маммат, которую они оказывают, говорит
о чистоте их помыслов»57. После этого все участники строительства проходили под
палкой.
К палочной присяге прибегали и в случаях, когда необходимо было сплотить
войско перед походом. Так, согласно историческим преданиям, воинская присяга была
оформлена Карчой и его сподвижниками . По некоторым данным, обряд был
проведен несколько необычно: вместо традиционного прохождения под ритуальной
палкой ант-таякъ, братающиеся, «вместе держась за воткнутый в землю шест, покля-лись быть братьями и не щадить себя в смертельном бою». Видимо, следствием
этог о и было отмечаемое многими отсутствие «каких-либо резких клановых
столкновений» в Карачае .
В других случаях под палкой проходили члены родовой или сельской общины в период смертельной опасности и т.д..
Свидетелем палочной присяги в 1906 г. был известный революционер У.Д. Алиев. «Мне памятно, - вспоминал он, -как я, будучи мальчиком, следил за тем, как аульные жители (Карт-Джурт) поздно ночью выходили за пределы аула в местность, так называемую "казгала" и устраивали там сход. В знак клятвы и солидарности все без исключения проходили под палкой -"таякдан-тизи-лиу" (верно: таякъ тюбюнден тизилиу - прохождение под палкой)».
Ритуал побратимства, проведенный в 1920 г. во время антисоветского восстания
в Карачае, подробно описан М.Д. Каракетовым: «...посох джик-эллей таякъ хранился
у князей Мударовых (род Крымшаухаловых, клан Карчалары). Он был завернут
в панцирь (бютёу кюбе, или мудар кюбе), который висел сзади от почетного места
(хозяина) дома тёр в селение Карт-Джурт... и под ней проходили только бийле
(князья), чанка (близкое князю сословие), сырма-уздени (высшие уздени, близкие
чанка) и сарайма-уздени (чаще сарайымла - служилые уздени) во время начала
Княжеского Совета (Къарча Тёрё). При клятве же побратимства могли ее применять
и тюз-уздени (или керти-уздени), но дотрагиваться до нее могли только князь или
княгиня.
В 1930 г. историк И.Тамбиев вплотную приблизился к разгадке феномена карача-евских каумов. Верно определив базовый детерминационный принцип вторичности
каумов (по крайней мере большинства из них) по отношению к фамилиям, входящим в
их состав, он писал: «Внешние и внутренние условия, в каких развивался родовой союз
(фамилии. - М.Б), заставили карачайские роды (фамилии. - М.Б.) объединиться
в союзы (т.е. присяжные фамильные братства - къауум. - М.Б.)»96, которые в народе
называют «"антлы-карнаш" - "клятвенное братство", "таяк-карнаш" - "палочное
братство"»97. Однако вопреки народной терминологии, очевидно указывающей на
принадлежность каумов к институтам псевдородства, а также собственным наблю-дениям и выводам и, в частности, утверждению, что «такое братство является осно-вой» союза будияновцев, адурхаевцев и наурузовцев, и «в их жизни оно (коллективное братание.) имело место не раз»98 , этот автор, повинуясь общей тенденции, ошибочно характеризует братства термином «фратрия». Все последующие поколения ученых вслед за А.Н. Дьячковым-Тарасовым предпочитали употреблять термин «клан»

Кабардинцы.

В качестве обряда военной присяги прохождение под палкой бытовало также у некоторых адыгских народов (кабардинцев и убыхов). «Присяга, известная у кабардинцев под названием зэпэбаш (зэпэ - префикс взаимности, баш - палка), -пишет Б.Х. Бгажноков, - тоже предполагает операции с посохом, палкой или ружьем. Она состоит в том, что два человека, взявшись за концы палки, посоха или ружья, образуют своеобразную арку, под которой проходят присягающие, произнося клятву».
У кабардинцев существовал еще щэпщь. Палочная клятва была использована во времена Зольского восстания.

Сваны.

Тоже «проходили под палкой» перед тем как уничтожить княжеский род Дадешкелиани.

Древний Рим.

В Древнем Риме, основанном этрусками , был обычай, когда героя-победителя проводили через Триумфальную Арку. Это означало, что человек достоин осуществить переход в Иридий – Чистые Небесные Сферы. Отсюда и берет начало традиция строительства
Триумфальных Арок, венчающих почти все столицы и города мира как на Западе, так и на Востоке. Не случайно и сейчас арка в сознании людей ассоциируется с чем-то красивым, утонченным, она изменяет и облагораживает пространство вокруг себя, наполняя его почти осязаемым изяществом.

Осетины.

В осетинском нартском эпосе герой Урузмаг, первым строит дом с высокой дверью, что стало поводом долгой и изнурительной войне богов с нартами. До него все нарты имели двери с низким косяком двери. И были вынуждены нагибаться при входе в дверной проем. Из чего боги думали что люди кланяются им.

Русские.

На Руси на Троицу находили две стоящие рядом молодые березки и связывали их вершины. Девушки, обнявшись, проходили через получившуюся арку и троекратно целовались - так проходил обряд кумовления. После этого девушки становились "кумушками", то есть самыми близкими и добрыми подругами и, по поверью, никогда не должны были ссориться.


Масоны.

В масонском ритуале Королевская арка символизирует соединение конца и начала, утраты иллюзорного
земного существования и обретения истинной вечной жизни. Арка — это граница, замыкающая тайну, и
врата, открывающие путь к воскресению человека. Проникнуть под сень арки — значит прикоснуться к
сокровенному, лежащему в основе масонства.

Использовал литературу….
1-М.Д. Б о т а ш е в «Побратимство у карачаевцев».
2- Интеренет.
3-Микеле Морамарко «Масонство в прошлом и настоящем»

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]





Сообщение: 148
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.13 21:34. Заголовок: Арка в Кисловодске. ..


Арка в Кисловодске.



Арка в Кяфаре. (КЧР , Зеленчукский район)Ставка аланского хана (хур). Перекрытие (перекладина лежит рядом. Это культовая часть городища.



Арка в "Кызыл - къала". КЧР, Усть- Джегутинский район.



"Тешик - таш" .



Точно такие же "арки" есть и в Карачаевском районе КЧР. И в Малокарачаевском районе. К сожалению не сфотографировал.
Разумеется , некоторые могут иметь просто естественное происхождение, но другие однозначно - искуственные.
Это ни что иное как способ коллективной присяги. Клятвы.
=============
Про клятвы......
Древние кельты
братались через обряд пития крови. В ирландской саге «Сватовство к Эмер» герой (Кухулин), спасая невесту, высасывает камень из ее раны
вместе со сгустком крови» и вступает с ней в отношения побратимства-посестримства.

В обычном праве албанцев
говорится, что побратимство «совершается через пи-тие крови друг друга, [и] навсегда запрещает брак между побратимами, между их до-мами и очагами»

В Древней Индии, Греции, Риме, у народов Тибета и Африки братались посред-ством обряда жертвоприношения. Так, суахили вырезали со лба животного (козы)
г.олоску кожи и проделывали в ней два отверстия: в одно просовывали по очередности
т.альцы одного из братающихся, в другое - второго. Затем полоску разрезали надвое и
ставляли на пальцах побратимов

В древнееврейском обществе:
стороны, заклю-чавшие договор, разрезали пополам теленка и проходили между двумя половинами.

Греческие воины
перед походом на Трою - они разрезали надвое кабана и прошли между частями, смачивая кровью лезвия своих мечей. В большин-стве других случаев присягающие не проходили между частями жертвенного живот-ного, а подобно скифам, наступали на них

Тюрки и монголы
вступали в побратимство чаще всего путем обмена доспехами, деждой, оружием, ловчими птицами, скакунами и т.д.10, а также «посредством объя-в и с обнаженной грудью - "кушак таскан" или пожатия друг друга за большой палец - "бармак уз таскан"», «пития клятвы».

Русский энциклопедист В.И. Даль отмечал,
что русские «братаются ме-няясь нательными крестами при зароке вечной дружбы, крестятся и обнимаются».

На Северном Кавказе
практически повсеместно бытовал о бра-тание кровью, совместным питием из бокала, обменом оружия, жертвоприношением , исполнением специального танцы (КБ) и т.д..
Известны два способа его заключения: чащ е всего побратимы надрезают либо запястья, либо указательные пальцы, либо основания больших пальцев и соединяют их, ка к бы объединяя эти м и свою кровь; второй
способ заключается в том, что побратимы выпивают жидкость с добавленными в нее каплями крови (в редких случаях кровь просто слизывали с рук) . Так. в 1954 г. «кровное братство» было заключено
между карачаевцем Сеит-Баталом Джанибековым и ингушом Алимханом Дуровым.
Свой ант они оформили следующим образом: в присутствии своих товарищей они над-резали правые запястья и капнули кровь в бокал с вином, затем соединили надре-занные запястья и произнесли клятву: «Клянемся быть такими же близкими и пре-данными друг другу, как родные братья! Клянемся всегда и во всем выручать друг друга! Клянемся быть вместе и в радости, и в горе!». После этого они по очереди от-пили из бокала.
Ант с жертвопри-ношением был заключен в 1965 г. между карачаевцами Умаром Урусовым, Маго-метом Хасановым, Али Байчоровым, Али Бердиевым, абазином Нурби Физиковым.

В Грузии
мужчины, заключавшие побра-тимство, «соскребали немного серебра со своего оружия в вино, пиво, водку (если побратим был мусульманином, то в молоко). Затем каждый из них произносил клятву:
твой отец - мой отец, твоя мать - моя мать, твой брат - мой брат, твоя сестра - моя сестра, твоя жена - моя невестка, твой враг - мой враг.

Вайнахи и осетины
опускали в чашу серебряную монету, клялись быть братьями и троекратно пили из нее. Такие же обряды существовали у народов Дагестана, Черкесии.

У осетин
Более широко к качестве обряда индивидуального побратимства была распространена клятва на костре. Братающиеся приносили клятву, держа руки, скрепленные в рукопожатии, над горящим костром78 . На эт о ж е указывает и сама этимология осетинского слова побратим: ардхорд - поклявшиеся огнем (букв, «съевший огонь»).

У ингушей в несколько иной адопционной форме консолидации существовали присяжные братства в Ингушетии. Здесь представитель слабой фамилии «приходил и резал быка у башни сильного рода в присутствии народа и просил принять его в род; с этих пор он принимает новую фамилию (приютившего рода) и пользуется защитой ее. ...Договора между вступающим в род и последним нет; вступающие получают... право пользоваться общественной землей, где живет новый род, загоном, лесом, покосным
местом» и т.д.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 149
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.13 21:37. Заголовок: Вывод... Клятвы побр..


Вывод...
Клятвы побратимства - долгий , иной раз изнурительный нудный ритуал. Легким способом коллективной клятвы (присяги) является "прохождение". Так войны Греции проходили через разрезанного надвое кабана. Это не долгое скифское стояние на шкуре, не проделывание пальцев в отверствия, нее разгревание рук над костром, не современное коленопреклоненное целование знамени в воинских частях. Просто и удобно.
Прохождение под аркой - на мой взгляд , и есть самый что ни на есть самый подходящий способ принятия присяги. То есть предполагаю, что арки имеют в своем начале ни что иное как культовое значение.
И громоздкие по истине глупые, с практической точки зрения, - арки есть по сути развитие "первобытных" "прохождений" под березками (русские), под палкой Гиздох (КБ), под саблей (адыги), под пастью пантеры (африканское племя). Сами римляне по сути этруски, передавшие этот обычай римлянам тоже на первых порах пользовались временными деревянными арками, под которыми проходили войны.
Что интересно и у этрусков и у тюрков арка- есть арка. То есть обозначено одним словом- Арка (аркъа). Перекладина (мастив дома) спина , хребет.
Переродивщись в монументы арки получили распростиранение по всему миру, уже как символ. Арку (монумент ) можно встретить уже и в Индии. Разумеется арки широко были распространены и в России . Их немало, но они как бы подражательное к европейским, и врядли идут от скрепленных в макушке березок. Может оказаться , первобытная арка , сделав круг, преобразивщись, вернулась на свое место.
========================
На самом деле арки не "умерли". Они живут. Не могу с уверенностью сказать чем руководствуются строители (заказчики) арок, может исповедуют какую - нибудь тайную религию, или же просто от наивной глупости.
Арка в Нальчике. Построена в период президентства Валерия Кокова. 90-е.



В Ингушетии..



По сути людей просто заставляют участвовать в языческом культе. На первый взглят кажется смешно. Но...
Сошло бы за дурной тон, если бы не упомянули про генетику в этом форуме...

Генетически люди помнят про арки. И стараются избегать "сомнительных мероприятий".











Это тоже "арки" и люди стараются не проходить через них.
Разумеется , может я и не прав. Но сама тема арок заслуживает самого пристального внимания. Внимания специалиста. Может на что- нибудь да набредет. Думаю , тема ждет своего исследователя.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Долгожитель




Сообщение: 1732
Зарегистрирован: 07.12.10

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.13 14:44. Заголовок: кеме пишет: Это тож..


кеме пишет:

 цитата:
Это тоже "арки" и люди стараются не проходить через них.



Странный обычай, почему интересно через них нельзя проходить?

http://www.familytreedna.com/public/Bashqort_clans/default.aspx?section=yresults Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 162
Зарегистрирован: 18.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.13 15:49. Заголовок: Мне тоже интересно,н..


Мне тоже интересно,но с детства помню если идешь с другом то надо или вместе пройти под ней или вместе рядом.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 151
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.13 19:59. Заголовок: На сегодняшний день ..


На сегодняшний день это скорей всего лишь суеверие. Суеверие, но имеющее корни. Но уверен, это элемент древнего культа.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 174
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.14 11:44. Заголовок: http://f5.s.qip.ru/1..




Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 175
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.14 11:47. Заголовок: http://f5.s.qip.ru/y..












Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 182
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.14 12:09. Заголовок: Крест. Къач. Крест..


Крест.

Къач.

Крест- символ солнца и огня у многих народов мира. И бытовал задолго до появления Христианства
Изображение креста имеется на груди статуи Будды в Китае. В Тибете в честь бога Индры верующме делали кресты, изображая на них голову, ноги и руки бога.
Главные боги Египта обычно изображались с крестом в руках. Сирийская богиня Астарта на одной из сохранившихся монет , изображена опирающейся на жезл, заканчивающийся крестом.
На груди ассирийского царя Шамши- Адада (824-812 гг до н.э.) висел крест. На нагрудном знаке фараона Аменемхета 3 знак креста повторяется в нескольких местах. Большое количество крестов зафиксировано на груди египетского бога солнца Амона. В древнем городе Фивах в храме запечатлен священный бык Апис, вся шкура которого покрыта крестиками. (Интересно было бы сравнить происхождение священного быка и сванов и египтян. )
На Северном Кавказе….
Кресты сохраняли свою смысловое значение вплоть до позднего средневековья. (Тменов В.Х. 1989, с.52.) . Сохранились на керамике , причем в сочетании с кругом и квадратом. Знаки – кресты найдены в ….
Змейский катакомбный могильник (Кузнецов В.А. 1979, с. 129)
Могильник «мокрая балка» (Афанасьев Г.Е. 1980, с. 73)
На керамике Кизиловая балка, Горькая балка, Джамагъат (КЧР), на горшках и плитах Хумаринского и Кяфарского городищ (КЧР). (Биджиев Х.Х. 1985 , с.22)
Высеченные на скале кресты найдены в Урупском районе (КЧР) и ущелье «Ёнгечли» . Крест как видим , принадлежит самым различным этносам, в том числе и тюркам ибо в верованиях раннесредневековых тюрков исключительное место занимало почитание огня. Притом бог огна и солнца- Тейри выступет как источник всех благ и радостей, распорядитель судеб , божество всех божеств. Владыка земли и неба, воды и воздуха.
Феофилакт Симкатта сообщает….
«Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимн Земле, поклоняются же единственно тому , кто создал небо и землю и называют его богом».
(Симокатта Ф. 1975. с. 161). Что интересно , у КБ начисто отсутствует понятие "божество" , в таком как есть у семитов , к примеру - "иллях". Есть Тейри - творец всего сущего.
Культ креста как рудимент сохранился и до наших дней. В культовой лексике азербайджанцев, ногайцев, карачаевцев, кумыков, татар, чувашей , караимов, турков, узбеков, туркмен, в разных фонетических вариантов крест– къач- кач- хач- хоч- хус.
На карачаево- балкарском языке крест- это….
Крест- къач.
Косой крест- къынгыр къач.
Крест в круге- курен къач.
Однако «къач» нередко употребляется и в значении памятник, почитание , уважение, честь, должное что можно поставить в одно семантическое поле с понятием "къач" - крест.
В Чечении имеется склеп начала 15 века изветсное вайнахам под названием «Борга – каш». То есть как памятник (могила) Борга. «Борга» - личное или родо- племенное имя. Аналогично у карачаевцев «Эльтар-къач».
«Къач» в значении уважать, «отдать должное», «соблюсти честь» бытует и на сегдяшний день.
Устойчивые выражения - «Юйню къачы» - честь дома, «къартны къачы» - честь , должное старику, «Ана къач» - честь, должное матери и так далее.
=============
Из фольклора…..
« Ёрюзмек …… Я нарт, У меня на правой лопатке крест. А это знак моей клятвы. А клятва моя такова , - если встречу красавицу подобную тебе, то не вернусь без нее домой « (КБНЭ , 1973, с. 34-35)

"Наконец вампал, которому удружил Солса, победил, а другой пал замертво. Как только он испустил дух, у оставшегося в живых между лопаток показались изображения солнца и месяца." Увидев это чудо, Солса замер будто вкопанный.Придя в себя, он подумал: «Если бы умер и этот вампал, то его жена досталась бы мне».Сеска Солса вспомнил слова вампала и спросил:Что это за изображения появились на твоей спине?
— Зачем ты сделал такую подлость! — воскликнул вампал и тут же умер.(Чечено- ингушский нартский эпос. "СЕСКА СОЛСА И ВАМПАЛ").

=============================================================
Особым почитанием пользовался «къынгыр къач» - косой крест.

«…….. Начертав на земле круг, балкарец острием своей палки проводит крест на крест две черты и , став в середине круга , там, где пересекаются линии произносит клятвенное обращение»
(Иванов И, Ковалевский М. 1886, с106).

Кресты «къынгыр къач» с Кяфарского городища (КЧР).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 183
Зарегистрирован: 19.11.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.14 12:16. Заголовок: http://f5.s.qip.ru/B..




Знаки с Хумаринского городища..




Драконовидный флаг «Леми» («Лев») в качестве боевого знамени в позднем средневековье бытовал у соседей карачаево-балкарцев – в Сванетии, где хранился в Сетийском монастыре в высокогорном сванском селенье Лаган. . П.С. Уварова (1904 г.) описывает это знамя так: «В спокойном положении оно висит вдоль древка, как простое знамя, но вынесенное на ветер и в особенности приподнятое седоком при скорой езде, оно вздувается и парит на воздухе, принимая эластичные формы и движения того чудовища, которое изображает».




По преданиям самих сванов, это знамя «было отнято у «татар» во время поражения их и бегства из Сванетии» (В.В.Бардавелидзе).
Осетинский исследователь Р. Дзаттиаты, напоминая, что еще недавно «горскими татарами» называли карачаевцев и балкарцев, полагает, что именно от них, как потомков алан, флаг «Леми» попал в Сванетию. Организаторами военного набега в Сванетию, пишет он, «были, по-видимому, северные соседи сванов – аланы, .......... (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, – татары».
Хатуев Рашид «Карачаево- балкарский символизм».

У адыгов крест известен под названием «джуер» (жуер, бжуер). И восходит к грузинскому «дживари». Откуда под влиянием Христианства и распространилось. Но в русско – адыгском словаре «къашь» фигурирует как пережиток язычества. У адыгейцев пережитки язычества лучше сохранились чем у кабардинцев и черкесов.

==========
Использовал литературу ...
Биджиев Х.Х "Тюрки Северного Кавказа".
Хатуев Рашид. "Карачаево- балкарский символизм".
Ч-Ингушский нартский эпос.



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 30.06.20
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.20 23:19. Заголовок: было интересно и по..


было интересно и познавательно почитать, спасибо!

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 28.06.21
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.21 09:28. Заголовок: Зачитался я прям..


Зачитался я прям

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет